Актуально

300012, г. Тула
ул. Тимирязева, д. 70

+ 7 (4872) 21-52-02
dosaaf-tulobl@mail.ru

КРАТКО

Актуально

05znak26.05.2022

На территории Тульской объединенной технической школы им. Л.П. Тихмянова ДОСААФ России Региональное отделение ДОСААФ России Тульской области на постаменте самолета ЯК-50 в честь 80-летнего юбилея Лидии Семеновны Леоновой установило памятный знак.

На этом самолете Заслуженный мастер спорта СССР, 7-кратная чемпионка мира по высшему пилотажу, абсолютная чемпионка мира и Европы, 5-кратная абсолютная чемпионка СССР, 22-кратная чемпионка СССР, 9-кратная абсолютная победительница международных соревнований, Почетный гражданин города Тула Лидия Семеновна Леонова добивалась побед на чемпионатах СССР, Мира и Европы.

05poliatlon25.05.2022

23-24 мая 2022 года проведены соревнования по летнему полиатлону среди допризывной и призывной молодежи в соревнованиях приняли участие 11 команд центров образования и 7 команд колледжей города Тулы. Состав команды центров образования 3 юноши и 2 девушки.

23 мая на центральном стадионе «Арсенал» допризывники соревновались в беге на дистанции 60, 100 и 1000 метров и метании гранаты и мяча.

24 мая в стрелковом тире ДОСААФ Тульской области команды соревновались в стрельбе из пневматического оружия

Реестр
подписанных соглашений
Регионального отделения ДОСААФ России Тульской области

№ п.п.

С кем подписано

Кто подписал

Дата подписания

1.

Департамент образования Тульской области

Бычков Денис Владимирович

14 июля 2011 года

2

Департамент социального развития Тульской области

Николаева Наталия Вячеславовна

02 ноября 2009 года

3

Комитет Тульской области по спорту и молодежной политике

Родионов Александр Николаевич

16 ноября 2009 года

4.

ГОУ ДПО ТО «Региональный центр подготовки граждан Российской федерации к военной службе и патриотического воспитания Тульской области»

Дворников Александр Витальевич

2016 года

5.

Тульское региональное отделение Общероссийской общественной организации ветеранов Вооруженных Сил Российской Федерации

Маршалко Василий Федорович

9 ноября 2015 года

6.

Западное окружное Казачье общество Центрального Казачьего войска

Альховик Алексей Иванович

18 сентября 2015 года

7.

Тульская региональная общественная организация «Военно-патриотический спортивный клуб «Русичи»

Турков Анатолий Иванович

29 июля 2015 года

8.

Тульское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия»

Атанов Егор Васильевич

9 ноября 2010 года

9.

Филиал «Тулэнерго» ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья»

Тимонин Юрий Николаевич

15 апреля 2011 года

10.

Общественная организация «Тульский областной молодежный поисковый центр «Искатель»

Садовников Денис Владимирович

12 декабря 2012 года

11.

ГОУ Тульской области «Тульская образовательная школа-интернат»

Душкин Александр Иванович

12 февраля 2014 года

12.

Тульское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Национальная российская мотоциклетная федерация»

Гуляев Сергей Александрович

 

17 февраля 2015 года

13.

Тульская областная

Общественная организация «Федерация авиамодельного спорта»

Моисеев Юрий Фясыхович

Соглашение в процессе согласования

14.

Тульская региональная общественная организация «Федерация рукопашный бой»

Дьячков Вячеслав Васильевич

24 марта 2014 года

15.

Общественная организация «Тульская подводная федерация»

Дудченко Павел Иванович

15 апреля 2014 года

16.

Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Тульская областная специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва по водным видам спорта «Дельфин»

Пышьев Александр Александрович

15 апреля 2014 года

17.

Региональное отделение общественной организации «Союз радиолюбителей России» по Тульской области

Конов Валерий Юрьевич

11 апреля 2014 года

Срок действия 3 года

18.

Региональная общественная организация «Федерация спорта сверхлегкой авиации»

Ильин Иван Анатольевич

28 апреля 2014 года

19.

Общественная организация «Федерация парашютного спорта Тульской области»

Федоров Алексей Николаевич

28 апреля 2014 года

20.

Региональная общественная организация «Федерация пэйнтбола Тульской области»

Кузьмичев Никита Борисович

27 марта 2014 года

21.

Общественная организация «Тульский городской военно-спортивный клуб «Адреналин»

Кузьмичев Никита Борисович

27 марта 2014 года

22.

ГОУ ДПО ТО «Областной Центр развития творчества детей Тульской области «Областной центр развития творчества детей и юношества»

Макарова Наталия Аркадьевна.

27 февраля 2014 года

23.

Региональное отделение межрегиональной общественной организации ветеранов ЦРК Оршанско-Хинганского Краснознаменного объединения внутренних войск по Тульской области

Калантаевский Виктор Семенович

17 апреля 2014 года

Срок действия 3 года

24.

Тульская региональная общественная организация ветеранов «Российский союз ветеранов»

Выродов Виктор Георгиевич

20 ноября 2015 года

  tmpuWpfAw

                                          

            

                                         Борис Феоктистович Сафонов

Это не нудная историческая статья, это повествование истории жизни человека, который отдал свою жизнь за свою Родину… рекомендую к прочтению всем.

Родился 26 августа 1915 года в селе Синявино, ныне Плавского района Тульской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов и школу ФЗУ в городе Туле. В 1931 году начал заниматься в аэроклубе. С 1933 года в рядах Красной Армии. В 1934 году окончил 1-ю военную авиационную школу лётчиков, служил в Белорусском Военном округе. Был рядовым пилотом, инструктором парашютно — десантной службы, а позднее — помощником военкома эскадрильи по комсомольской работе. С 1940 года служил в ВВС Северного флота, командиром звена 15-го авиаполка. С началом Великой Отечественной войны командовал эскадрильей 72-го смешанного авиационного полка. Ни одно боевое задание не выполнялось без личного участия её командира. К 28 Августа 1941 года капитан Б. Ф. Сафонов совершил 130 боевых вылетов, провёл 32 воздушных боя и лично сбил 11 самолётов противника. 16 Сентября 1941 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Командир 2-го Гвардейского истребительного авиаполка ( ВВС Северного Флота ) Подполковник Б. Ф. Сафонов погиб 30 Мая 1942 года. 16 Июня 1942 года ему посмертно было присвоено звание дважды Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени    (трижды ). Именем Героя назван посёлок Мурманской области. Борис Феоктистович Сафонов — самый знаменитый в СССР и поистине легендарный лётчик — истребитель первого периода войны. Личность и боевые победы Бориса Сафонова и сегодня являются объектом полемики в печати. Появились некоторые авторы, которые стараются принизить его роль в советской авиации на том основании, что большинство его побед не подтверждены сохранившимися документами Люфтваффе, а силы немецких ВВС на Киркеннесе были невелики. Мол, там на Севере, и воевать — то было не с кем !.. Подобным авторам можно посоветовать найти в таком случае подтверждение 9 победам лётчика Александра Горовца, которые так же не были отмечены в списке потерь Люфтваффе, хотя все самолёты упали на землю на глазах многочисленных свидетелей — пехотинцев. А подразделения Штумпфа 5-го Воздушного флота на Севере были вскоре после начала боевых действий быстро усилены для налётов на Мурманск.

 rudolf

 Слава всегда притягивает завистников, а природные качества Сафонова действительно отличались неординарностью. Он прекрасно сочетал в себе мастерство умелого бойца с добротой, отзывчивостью и отличными организаторскими способностями. Скромный и застенчивый по натуре, он никогда не хвалился своими победами, предпочитая говорить «мы летали», «мы сбили». Сбитые вражеские самолёты не были для него самоцелью, и многие из них он записал на счёт своих товарищей. Не вызывает сомнений меткость его стрельбы в воздухе — ещё в юности он был старостой кружка Осоавиахима и поражал сверстников и учителей отличной стрельбой с обеих рук.

Родился Сафонов в 1915 году в селе Синявино Тульской области.

                   

                                              Фёкла Терентьевна Сафонова ( мать Б.Ф. Сафонова )

Окончил школу — семилетку, железнодорожное ФЗУ в городе Туле, местный аэроклуб. Там, его инструктором была В. С. Гризодубова, впоследствии знаменитая лётчица, Герой Советского Союза.

                           

                                                                     Валентина Степановна Гризодубова

Одним из первых Сафонов становится «Ворошиловским стрелком» 2-й ступени, показав лучший результат в группе. После завершения учебы в аэроклубе в 1933 году он был направлен в Качинское училище лётчиков. Службу начал в составе 40-й авиабригады Белорусского Военного округа, где летал на И-15.

В 1938 году был переведён в 15-й истребительный авиаполк, а затем в 72-й смешанный авиационный полк, дислоцировавшийся на Севере. Исключительная настойчивость в изучении лётных дисциплин и общеобразовательных предметов, стремление улучшить качество пилотирования самолётов и меткость стрельбы, размышления над тактикой действий истребителей позволили Сафонову ещё перед войной выработать основные правила воздушного боя. Он, например, уже тогда считал лучшей истребительной единицей пару самолётов, а «конус» предпочитал атаковать с пикирования, открывая огонь снизу с дистанции всего 50 — 100 метров. «Лучше иметь меньше пробоин в „конусе“, — говорил он, — но зато располагать запасом скорости для последующего маневра». С началом Великой Отечественной войны старший лейтенант Сафонов командовал эскадрильей 72-го смешанного авиационного полка. Войну начал на истребителе И-16.

1232196603 downhouse info safonv 2

                          

Первый боевой вылет он совершил 22 Июня 1941 года над полуостровом Рыбачьим, атаковав вместе с В. Воловиковым бомбардировщик Не-111. Лётчики вели огонь до полного израсходования боекомплекта, однако задымившему «Хейнкелю» удалось скрыться в облачности. Свою первую победу Сафонов одержал вечером 24 Июня 1941 года. Вылетев на своём И-16 для перехвата разведывательного Ju-88 ( опознанного как Не-111 ), он после долгой погони атаковал его. Вначале Сафонов убил стрелка и повредил самолёт, а потом длинной очередью с дистанции около 100 метров практически отрезал ему хвостовое оперение. Машина упала в бухте Зеленцы, и обломки её подобрал подошедший катер. Это был первый немецкий самолёт, сбитый лётчиками североморской авиации. Уже через три дня, 27 Июня 1941 года, Сафонов одержал вторую победу — отправив на землю немецкий разведывательный самолёт «Хеншель» Hs-126, прозванный позднее нашими пехотинцами «Костылём».

Сафонов Борис Феоктистович

Но особенно ярко талант пилота, как отличного воздушного бойца, раскрылся в последующие два месяца, когда немцы предприняли массированные налёты на советские аэродромы и порт Мурманска. 7 Июля 1941 года Сафонов во главе девятки И-16 прикрывал военно — морскую базу Полярное, когда в воздухе появилась группа Ju-87, сопровождаемая истребителями Ме-109. Советские лётчики атаковали пикировщики и уничтожили 4 самолёта, а затем, перейдя в преследование, сбили ещё 3 машины. Все наши лётчики вернулись на базу. 10 Июля 1941 года Сафонов получил звание капитана и был назначен командиром истребительной авиационной эскадрильи. Молодому комэску вручили новую машину: И-16 тип 17 с заводским номером 28213-95. На другой день начальник политотдела авиабригады полковой комиссар Сабадырь докладывал политуправлению Северного флота: "… Получив в свои руки машину, Капитан Сафонов написал на её фюзеляже боевой лозунг священной мести: «Смерть фашизму !» Сафонов любил свой самолёт и лично следил за его состоянием.

Не было случая, чтобы он не присутствовал при зарядке боекомплекта. Проверял, как и какими снарядами набита лента, правильно ли она установлена. Борис Феоктистович предпочитал стрелять бронебойными снарядами. Однажды моторист Колпаков спросил у него: «Почему вы не берёте трассирующих ?» Тот ответил: «Оружие у меня пристреляно. А от бронебойного никакой Ганс не уйдёт». На своём И-16 Б. Ф. Сафонов произвёл 109 боевых вылетов и сбил 17 немецких бомбардировщиков и истребителей. За всё время боевых действий на его самолёте сменили 3 мотора. Равняясь на лётчика, образцово выполняли свои обязанности техник самолёта Семёнов и моторист Колпаков. Сафонов не раз говорил: «Половина сбитых мной самолётов я отношу за счёт техника Семёнова и моториста Колпакова». В настоящее время этот самолёт хранится в Ленинградском Военно — Морском музее )

 Сафонов Борис Феоктистович

                                    И-16 Б. Ф. Сафонова, 72-й  САП ВВС Северного флота, осень 1941 г.

14 Июля 1941 года Борис Сафонов был награждён первым орденом Красного Знамени, в этот же день он записал на свой боевой счёт 2 бомбардировщика. 27 Июля сбил ещё 2 пикировщика Ju-88. 6 Августа в паре с Максимовичем сбил истребитель Ме-109. 9 Августа одержал сразу 3 победы. К концу лета на его счету было уже 10 лично сбитых самолётов ( Не-111, 5 Ju-88, 2 Hs-126, Ju-87 и Ме-109 ) и вскоре его представили к званию Героя Советского Союза. К 28 Августа он совершил 130 боевых вылетов, провёл 32 воздушных боя и лично сбил 11 самолётов противника. Только за 5 дней Августа он одержал 5 личных побед. 15 Сентября 1941 года семёрка истребителей под командованием Бориса Сафонова, вступив в схватку с превосходящими почти в 8 раз силами противника, уничтожила 13 вражеских самолётов, ни потеряв ни одного своего. Сафонов лично сбил 3 машины ( в том числе: Ju-88 и Hs-126 ). Его успехи основывались на гибкой тактике, знании особенностей самолётов противника, а также на слётанности его группы в воздухе. В одном из своих выступлений, он говорил: - Ju-88 и Me-110 самолёты довольно живучие, поэтому стрелять по ним с расстояния более 300 метров — занятие бесполезное: огонь рассеивается, и вероятность попадания уменьшается. Поэтому я прежде всего сокращаю дистанцию до 200 метров, а иногда и меньше. Куда целить? Раньше я начинал бить по пилоту, а он маневрировал с таким расчетом, чтобы я сам был мишенью для его стрелка. Тогда я стал вначале бить по стрелку. Стрелок — то ближе к хвосту, и его легче достать. А замолчал стрелок — машина, считай, на твоём боевом счету. Когда неподалеку от их аэродрома совершил вынужденную посадку немецкий истребитель Ме-109, Сафонов не преминул тщательно осмотреть и изучить его, определив слабые стороны вражеской машины, в частности, плохой обзор назад из кабины пилота. Когда был сбит Ме-110, с него сняли броню и притащили в своеобразный тир на краю аэродрома, где лётчики упражнялись в стрельбе по ней с различных дистанций и под различными углами. В воздухе для Сафонова не было мелочей — всё было подчинено достижению победы. Для сокращения времени взлёта по тревоге он даже срезал пряжки со шлема, пришив вместо них кнопки от парашютных ранцев, и то же самое заставил сделать своих товарищей. В небе он никогда не летал по прямой. Его юркий И-16 то уходил вниз, лавируя между сопками, то круто взмывал вверх. Такие же пируэты приходилось выписывать и его ведомым. С каждым боем он продолжал совершенствовать истребительную тактику. Его группа, как правило, делилась на две части, одна из которых атаковала бомбардировщики, а другая связывала боем вражеские истребители. Каждый пилот подразделения знал свои обязанности в воздухе. В одной из газет Сафонов писал: «Взаимодействие между звеньями, слаженность в бою имеют решающее значение. Когда моё ведущее звено врезается в строй бомбардировщиков, мы абсолютно спокойны: если нас попытаются атаковать вражеские истребители, то звено Коваленко не допустит этого. Поэтому так и получается, что на мою долю в основном приходятся сбитые вражеские бомбардировщики, а на долю Коваленко — истребители...» В схватку Сафонов никогда не бросался сломя голову — бессмысленная храбрость могла дорого стоить в бою. Например, однажды пятёрка И-16 встретила в небе около 20 немецких бомбардировщиков, но, несмотря на выгодную позицию, Сафонов не отдал приказа об атаке. И он оказался прав — вскоре сверху была замечена группа Ме-109 сопровождения. Тогда Сафонов увёл свою пятёрку назад, а потом неожиданно атаковал бомбардировщики со стороны солнца. Три самолёта сразу же были сбиты, и пока враг не опомнился, сафоновцы произвели второй заход, отправив к земле ещё один «Юнкерс». Когда в бой вступили Ме-109, они были встречены лобовой атакой, после чего И-16 выстроились в оборонительный круг, который немцы уже не смогли разорвать. В бою с истребителями Ме-109 Борис Сафонов пользовался как приёмами обороны, так и агрессивными методами, имевшими целью ошеломить врага. Он мог имитировать паническое бегство, а когда немецкий пилот уже предвкушал победу, вдруг неожиданно сбрасывал скорость, и проскочивший вперед обескураженный враг сам оказывался в прицеле. С другой стороны, сбив однажды бомбардировщик, Сафонов немедленно атаковал Ме-109. Немец, принявший вызов, открыл огонь с расстояния 400 — 500 метров, но советский ас быстро сократил эту дистанцию вдвое и, в свою очередь, ударил из пушек и пулемётов. «Мессер» шарахнулся в сторону и, не рассчитав, врезался на малой высоте в сопку. Осмотрительность, взаимопомощь и взаимовыручка в бою составляли главное правило Бориса Сафонова. И он свято ему следовал, не жалея жизни для спасения товарища. Когда в одном из поединков младший лейтенант Максимович, атакуя бомбардировщик Ju-88, не заметил в хвосте Ме-109, Сафонов немедленно бросился ему на помощь, несмотря на то, что к этому моменту у него не было ни единого патрона. Испуганный немецкий лётчик вышел из боя, а Сафонов продолжал прикрывать Максимовича и на обратном пути, готовый совершить таран в случае крайней необходимости. 16 Сентября 1941 года, за героизм, мужество и отвагу, проявленные в боях, командиру эскадрильи 72-го смешанного авиаполка ( ВВС Северного флота ) Капитану Б. Ф. Сафонову было присвоено звание Героя Советского Союза. К моменту опубликования этого Указа, на счету лётчиков эскадрильи было около 50 воздушных побед, из них 16 — на счету комэска. Осенью 1941 года в трудном поединке Сафонов «завалил» известного немецкого Аса. Тогда нападениям вражеских истребителей подверглись несколько самолётов 72-го авиаполка. Особенно часто обнаруживали «Мессера», которого на аэродроме прозвали «рыжим». На фюзеляже немецкого самолёта был нарисован большой рыжий пёс с краснозвёздным истребителем в зубах. Лётчик самолёта держался крайне нагло, но открытого боя старался избегать. Когда же это не удавалось, он улучшал момент и удачным маневром отрывался от преследования. Сафонов досадовал, что ему не доводилось встретить в воздухе этого наглеца. Но наконец такой случай представился. При возвращении с задания Сафонов заметил «рыжего» и навязал ему бой. По первым же маневрам противника стало ясно — помериться силами придется с очень опытным воздушным волком. Противник, выбирая выгодные для атаки позиции, выполнял сложные пилотажные фигуры. Но через пару минут ему самому пришлось туго — Сафонов всё сильнее и сильнее наседал на него. «Ястребок» наконец зашёл «Мессеру» в хвост, однако тот тут же вывернулся и почти вертикально ушёл вверх. За ним устремился и наш истребитель. Противник явно пытался оторваться, но это ему не удавалось. Сафонов плотно шёл следом и ждал момента для точного удара. И этот момент наступил. Когда немецкий лётчик, пытаясь снова зайти истребителю Сафонова в хвост, начал делать переворот, прогремели меткие очереди. «Мессер» загорелся и камнем сорвался в отвесное пике, оставляя чёрный дымный шлейф. Воздушный пират успел оставить пылающую машину и, раскрыв парашют, приземлился на позиции советских зенитчиков. Пленный оказался матерым асом Вилли Френгером. На его счету было 900 боевых вылетов и 36 сбитых над Ла — Маншем самолётов. При задержании он сорвал с груди свои награды — два Железных Креста и один в золотой оправе. Борис Сафонов быстро стал известен не только на Северном флоте, но при этом всегда оставался удивительно скромным человеком. Никогда не говоря о своих личных победах, он всегда подчеркивал заслуги своих товарищей по оружию. Часто обучение молодых лётчиков Сафонов проводил непосредственно в боях. Как правило, самолёты противника он сбивал с первой атаки. Но когда с ним шёл неопытный лётчик, Сафонов стремился только «подранить» противника, а затем передавал инициативу своему напарнику. Так, 31 Декабря 1941 года в районе острова Кильдин пара «Харрикейнов», ведомая майором Сафоновым и младшим лейтенантом Реутовым, сбила бомбардировщик «Хейнкель-111» из 1-го отряда 26-й эскадры ( № 4357. Тактический номер 1H + BH ). Экипаж немецкого самолёта был взят в плен.

1232196781 downhouse info he111

В тот день Сафонов, взяв себе в напарники Дмитрия Реутова, вылетел на перехват вражеского разведчика Не-111. Они настигли его и атаковали. Первым открыл огонь Дмитрий, но его очереди прошли мимо цели. Тогда Сафонов вырвался вперед и, слегка перемещаясь из стороны в сторону, повис за хвостом «Хейнкеля» в необстреливаемом секторе. Прицелившись по кабине стрелка, дал короткую очередь. Вражеский пулемёт сразу же замолчал, его ствол вздернулся вверх и замер. Выпустив по стрелку ещё одну очередь, для гарантии, Сафонов ударил по левому мотору разведчика. Тот загорелся. Сбить пламя немецкому лётчику не удалось — за самолётом потянулся густой чёрный дым. После этого Сафонов отвалил от «Хейнкеля» и занял место ведомого. Реутов, сблизившись с противником, открыл огонь по правому мотору и зажёг его. Разведчик перевернулся и отвесно пошёл к земле… После посадки, Сафонов отдал распоряжение начальнику штаба записать сбитый самолёт на боевой счёт своего ведомого. А сколько их было таких распоряжений? Знают об этом только сафоновцы...

 Сафонов Борис Феоктистович

smillerom

 

В Сентябре 1941 года на аэродроме, где находилась эскадрилья Сафонова, обосновались английские истребители. Это были «Харрикейны» с авианосца, прилетевшие для усиления истребительного прикрытия конвоев. Группа получила кодовое название «Бенедикт». Командовал ею Полковник Шервуд. Английские лётчики любезно подарили две свои машины нашим пилотам, в ответ наше командование преподнесло им И-16 и «Чайку». Отличная лётная подготовка позволила Сафонову первым на Северном флоте освоить новый истребитель всего после дня его изучения вместе с британским комэском Миллером. А спустя всего 10 дней эти машины освоили и другие лётчики эскадрильи. Англичанин Хуберт Гриффит вспоминал позднее: «Это был более чем способный пилот, выдающийся стрелок, как позднее выяснилось в соревнованиях по стрельбе из пистолета. Сафонов был типичным русским, коренастым, солидным, методичным и неторопливым… Когда Сафонов взлетел на „Харрикейне“, всё перед этим проверив, он продемонстрировал прямой взлет, набрал высоту 1500 футов и начал первый разворот. Его посадка была соответствующей — сделал 2 или 3 аккуратных круга и показательно приземлился...» Английские лётчики совместно с североморцами выполняли боевые задачи — патрулировали в воздухе, дрались с противником. Они сбили 15 вражеских самолётов. Особо отличились Капитан Рук и Сержант Г. Хоу, сбившие по 3 самолёта. Наше правительство высоко оценило подвиг английских лётчиков. Пятеро из них были награждены орденом Ленина ( один из них — Чарльстон Хоу, уже вернувшись на Родину, назвал Бориса Сафонова «великим лётчиком своего времени» ). 24 Октября 1941 года Сафонову было предложено сформировать из числа лучших лётчиков и возглавить 78-й истребительный авиаполк. Его вооружение составили 27 «Харрикейнов», переданных советским ВВС английскими лётчиками 151-го авиакрыла, убывшими к себе на Родину. Вскоре в полк поступила новая партия «Харрикейнов». Машины были уже не новые, с сильно изношенными моторами и без воздушных фильтров. Последнее обстоятельство особенно сильно сказалось весной, когда аэродромы очистились от снега и песчанная пыль стала настоящим бедствием для «Харрикейнов»

 ( к концу Мая около 50 машин простаивало в ожидании ремонта ).

1232196907 downhouse info safonov20-01

Модификация Hurricane Mk.II
Размах крыла, м 12.19   Длина, м 9.81   Высота, м 3.99
Площадь крыла, м2 23.92   Масса, кг : пустого самолета 2566
нормальная взлетная 3422   максимальная взлетная 3649
Тип двигателя 1 ПД Rolls-Royce Merlin XX
Мощность, л.с. 1 х 1260
Максимальная скорость , км/ч 529   Практическая дальность, км 1480
Боевая дальность, км 740
Максимальная скороподъемность, м/мин 838
Практический потолок, м 11125
Экипаж 1
Вооружение: четыре 20-мм пушки Hispano или Oerlikon с общим боекомплектом в 364 снаряда или двенадцать 7.7-мм пулеметов в ранних модификациях.

По инициативе Сафонова английские самолёты были перевооружены. Сначала на них поставили 4 крупнокалиберных пулемёта и 27 Февраля 1942 года Александр Кухаренко ( сам Сафонов лежал тогда в госпитале после операции аппендицита ), совершил первый вылет на переоборудованном «Харрикейне». Лиха беда — начало. Вскоре Сафонов решил заменить пару пулемётов на пушки ШВАК, затем — установить под плоскости направляющие для реактивных снарядов... Показав отличные организаторские способности, умение обучать и воспитывать подчиненных, Сафонов получил очередное воинское звание майор и значительно увеличил счёт сбитых вражеских самолётов.

 harrikein

 

                                                       Б.Ф. Сафонов на крыле  “ Харрикейна “

 22 Декабря 1941 года он был награждён вторым орденом Красного Знамени, а 22 Января 1942 года — третьим. 78-м авиационным полком Борис Сафонов командовал недолго — 20 Марта 1942 года он был назначен командиром полка, в котором начал войну. К этому времени полк был переименован  во 2-й Гвардейский. Китель аса украсила не только Золотая Звезда Героя, но и британская награда — 19 Марта 1942 года, в числе 5-ти советских лётчиков, Борис Сафонов был награжден высшей авиационной наградой Англии — орденом «Ди — Эф — Си» ( Большой серебрянный крест за лётные боевые заслуги ).

                                          

Сафонов Борис Феоктистович

Возглавив 2-й Гвардейский истребительный авиаполк, подполковник Б. Ф. Сафонов стал летать меньше — много времени отнимало руководство боевой деятельностья подразделения, организационно — хозяйственные дела.

     sredkovinm

Тем не менее, в конце марта он провёл один из немногих воздушных боев в районе Туломской ГЭС и одержал очередные победы — лично сбил два истребителя Ме-109. К прежней задаче полка, обороне порта Мурманска, добавилась охрана союзных морских конвоев в зоне оперативного сопровождения Северного флота. Американские истребители Р-40             ( «Томахаук» и «Киттихаук» ), составлявшие оснащение полка, имели неплохое вооружение и радиостанцию, но оказались совершенно неприспособленными к эксплуатации в зимних условиях.

 r-40

                                                                             “ Р-40 “ идут на посадку

  ttd-r-40

Надёжность силовой установки тоже оставляла желать лучшего. Моторы «Киттихауков» часто не выдерживали форсированного режима работы — в такой ситуации обычно заклинивался коленчатый вал. Лётчики, шутя, называли свои самолёты «чудом безмоторной авиации». 11 Апреля 1942 года в 70 км к северу от Мурманска произошёл очередной воздушный бой. С советской стороны в бою участвовали 6 МиГ-3, которые атаковали группу немецких Ju-88, сопровождаемых шестёркой Ме-109. В этом бою советские лётчики сбили два истребителя, а Сафонов — бомбардировщик Ju-88. 30 Мая 1942 года Борис Сафонов совершил свой последний — 234-й боевой вылет на прикрытие конвоя союзников PQ-16, следовавшего в Мурманск.

 

                                                 Б.Ф. Сафонов в кабине “ P-40 “  ( последнее фото )

  14

Вылетев во главе четвёрки Р-40, он привёл в район патрулирования только три самолёта — ведомый Сафонова А. Кухаренко возвратился назад из — за неполадок с мотором.

  large import files ef effbbce1-04e9-11e1-81e1-0022155685ce

 Сафонов Борис Феоктистович

                                                                              “ P-40 “  Б.Ф. Сафонова

Находясь в воздухе, 3 советских лётчика, во главе с Сафоновым, обнаружили на подходе к конвою 6 вражеских бомбардировщиков Ju-88. Около 10:00 они стремительно атаковали врага. В суматохе схватки советское звено распалось, и больше Сафонова никто не видел. В своём последне бою Сафонов сбил 2 самолёта, подбил 3-й, но и сам погиб. Он был первым из советских асов, кто уже в Мае 1942 года имел на боевом счету около 30 самолётов противника уничтоженных лично и в группе с товарищами. Во многих изданиях число одержанных им побед приводится разное: от 25 ( 22 лично и 3 в группе ) до 41, включая групповые. Адмирал Головко, бывший в годы войны командующим Северного флота, приводит следующие цифры: 25 лично и 14 в группе. Вот что пишет по этому поводу бывший лётчик 2-го ГвИАП Николай Герасимович Голодников ( на его счету 7 личных и 8 групповых побед ): «Я думаю, он сбил больше, чем 22 немецких самолёта. Сафонов великолепно стрелял и, бывало, в одном бою сбивал по 2 — 3 машины. Но у Сафонова было правило — “ больше одного сбитого за бой себе не писать ". Всех остальных он «раздаривал» ведомым. Хорошо помню один бой, он сбил 3 немецких самолёта и тут же приказ, что один ему, один — Семененко ( Пётр Семененко летал ведомым у Сафонова ) и один ещё кому — то. Петя встаёт и говорит: «Товарищ командир, да я и не стрелял. У меня даже перкаль не прострелен». А Сафонов ему и говорит: «Ты не стрелял, зато я стрелял, а ты мне стрельбу обеспечил !» И такие случаи у Сафонова были не единожды". Причина гибели отважного лётчика до сих пор остается загадкой. Во многих изданиях приводятся разные версии — внезапная атака вражеского истребителя, огонь воздушного стрелка одного из «Юнкерсов» и отказ двигателя «Киттихаука». Наиболее вероятной считается последняя — о ненадёжности моторов этих самолётов уже писалось выше. Однако, при всём этом, хочется обратить внимание на воспоминания Леонида Ивановича Родионова, бывшего мичмана Северного флота, оказавшегося свидетелем гибели Б. Ф. Сафонова ( по расписанию во время боевой тревоги Родионов находился на мостике одного из судов конвоя ): - По рации ясно были слышны переговоры наших лётчиков с командованием конвоя. Было отчетливо слышно, как Сафонов сообщил: «Сбил одного !», немного погодя: «Сбил второго !». Спустя несколько минут: «Подбил третьего !». И почти сразу же: «Мотор...». Это были последние слова, сказанные Сафоновым. Хорошо видно было, как его самолёт упал в море. Командир бригады А. И. Гурин запросил у старшего офицера конвоя, а им всегда назначался англичанин или американец, разрешения послать один корабль на место падения самолёта. О том, что упал самолёт Сафонова, знали не только наши, но и старший конвоя, у него рация всё время была включенной. Однако разрешения на выход корабля из ордера не последовало. Запросили вторично, подчеркнули, что сбит именно Сафонов. И снова отказ... 

Сафонов Борис Феоктистович

По прибытии на базу к нам приехал командующий Северным флотом Адмирал Головко. Антон Иосифович Гурин доложил ему подробности гибели Сафонова и о запрещении старшего конвоя подойти к месту падения самолёта. Головко даже прослезился. «Послали бы вы этого американца подальше, — выдавил он. — Пусть бы не спасли, хотя бы прошли по тому месту, где он упал, у меня на душе было бы спокойнее». 16 Июня 1942 года Сафонов был награждён второй медалью «Золотая Звезда». Он стал первым из тех, кому дважды было присвоено звание Героя Советского Союза за подвиги в Великой Отечественной войне. Вновь к этому высокому званию он был представлен Наркомом ВМФ не посмертно, а при жизни, 27 Мая 1942 года — за три дня до своей гибели... Боевые заслуги Бориса Сафонова воплотились не только в уничтоженные им самолёты противника. Под его руководством в авиации Северного флота выросли и обрели солидный боевой опыт десятки воздушных бойцов, ставших впоследствии Героями Советского Союза.

odnopolh          Список известных побед Гвардии подполковника Б.Д. Сафонова

 Б. Ф.  Сафонова:

п / п

Д а т а

Сбитые
самолёты

Место воздушного боя
( одержанной победы )

Свои
самолёты

1

24.06.1941 г.

1  Не-111

губа Большая Волоковая

И-16, "Харрикейн",

Р-40 "Киттихаук".

2

27.06.1941 г.

1  Hs-126  ( в группе - 1 / 3 )

севернее Титовка

 

3

16.07.1941 г.

1  Hs-126

Ура - губа

 

4

17.07.1941 г.

1  Ju-87

западнее Мурмаши

 

5

18.07.1941 г.

1  Ju-88

восточнее аэродрома Ваенга

 

6

25.07.1941 г.

1  Ju-88

Цып - Наволок

 

7

05.08.1941 г.

1  Ме-109

аэродром Ваенга  ( предположительно )

 

8

06.08.1941 г.

1  Ju-88

остров Малый Олений - остров Териберкой  ( предположительно )

 

9

09.08.1941 г.

1  Ju-88

юго - восточнее озера Кядел - Явр

 

10

23.08.1941 г.

1  Ju-88

озеро Куырк - Явр

 

11

26.08.1941 г.

3  Ju-88  ( в группе - 3 / 9 )

Ваенга - Луостари

 

12

27.08.1941 г.

1  Hs-126

Ура - губа

 

13

02.09.1941 г.

1  Ме-109  ( в группе - 1 / 6 )

Мурманск

 

14

09.09.1941 г.

1  Ju-87

западнее озера Ура - Губское

 

15

15.09.1941 г.

1  Ме-110

Западная Лица

 

16

1  Hs-126

озеро Куырк - Явр

 

 

17

1  Ju-87

озеро Куырк - Явр

 

 

18

17.12.1941 г.

1  Ме-109

южнее Лопаткина губа

 

19

31.12.1941 г.

1  Не-111

северо - западнее озера Кильдин  ( предположительно )

 

20

17.05.1942 г.

1  Ju-88

Мурманск

 

21

30.05.1942 г.

3  Ju-88 *

Конвой PQ-16

 

      Всего сбитых самолётов - 20 + 5  (включая 3 + 0 предположительно);  боевых вылетов - 234.

 

 

 

 

Многие советские лётчики, желая выразить свои лучшие чувства к этому замечательному человеку, писали на бортах своих боевых машин — «За Бориса Сафонова !» ( например, Евгений Ступин — двоюродный брат Бориса Феоктистовича — на борту своего бомбардировщика Пе-2 ). Именем Сафонова назван посёлок Мурманской области. Во время Второй Мировой войны Госкиноиздат выпустил серию иллюстраций «Герои Отечественной войны», в числе которых был снимок капитана Бориса Сафонова. Две фотографии были присланы на фронт и Евгению Ступину. Одну из них он вмонтировал в носовую часть фюзеляжа своего Пе-2 под плексиглас ( чтобы не размокла от дождя ). Борис Сафонов погиб, но вместе со своим братом он продолжал бить фашистов. Вот что пишет в своих воспоминаниях Евгений Ступин, бывший лётчик 40-го Краснознамённого авиационного Констанцского полка пикирующих бомбардировщиков ВВС Черноморского флота: «Лётчики 11-го Гвардейского истребительного авиаполка, часто прикрывавшие нас в воздухе, делали на самолётах разного рода рисунки и надписи. В нашем полку последовали их примеру. Так, командир эскадрильи капитан К. Казаковский написал на фюзеляже Пе-2 — »Отомстим за горе народа !". Лётчик по фамилии Забияка сделал на борту задиристую надпись — «Забияка !». Многие писали: «Вперёд, на Запад !», «Вперёд, за Родину !». Командиру дивизии И. Корзунову умельцы из технического состава нарисовали во всю длину фюзеляжа Пе-2 крокодила. Его зубастая пасть начиналась у передней части кабины, а хвост заканчивался у стабилизатора. Тогда и я, поговорив с экипажем, — штурманом Александром Родионовым и стрелком — радистом Петром Глевацким, — решил написать — «За Бориса Сафонова !». Поскольку в карточной игре в преферанс старшей мастью являются черви, то в центре фюзеляжа нарисовали червонного туза, подразумевая, что он бьёт всех остальных. В оформлении самолёта нам помогал техник — лейтенант Давыдов. На самолёте Пе-2 с надписью «За Бориса Сафонова !» был пройден долгий путь. Пролёг он по маршруту: аэродром в Геленджике — Сокологорная — Скадовск — Одесса — Мамайя ( Румыния ) — Черпан ( Болгария ).

sabiaka

 

Совершено около 30 боевых вылетов. Лично и в группе уничтожено: 3 быстроходных десантных баржи с войсками, 2 орудия, 30 автомашин с войсками и грузом, 3 штабеля с боезапасами, 4 блиндажа, 1 зенитная батарея, 2 полевых батареи трёхорудийного состава, 1 военный склад. Повреждены 1 транспорт и 3 баржи.

Сафонов Борис Феоктистович

К числу наиболее ярких, запоминающихся, опасных эпизодов отношу полёт на бомбоудар по плавсредствам противника, находившимся в порту Керчь. Произошло это в начале Февраля 1944 года. В ту пору Крыму отводилось большое стратегическое значение в планах гитлеровского командования. Эскадрилья взлетела и взяла курс в сторону Азовского моря, чтобы нанести удар с тыла. Нас прикрывали истребители. На высоте 2600 метров ведущий группы комэск майор Калечиц ( он сейчас живёт в Москве ) правой рукой покрутил в кабине и показал двумя пальцами цифру «2», что означало — «переключить мотор на вторую скорость нагнетателя» ( для увеличения мощности, которая падает с поднятием на высоту ). Проделав необходимые операции, я почувствовал, что один мотор не переключился. Это подтвердили и показания прибора. Естественно, самолёт стал отставать от группы. Истребители прикрытия забеспокоились. Ведущий, выяснив по радио причину отставания, приказал возвратиться на аэродром. Я сказал Глевацкому, чтобы он «сделал вид», что у нас отказал передатчик. И мы продолжали полёт в одиночку. «Пешки» в сопровождении истребителей пошли вперёд и через несколько минут исчезли из поля зрения. В море мы себя чувствовали более спокойно. Были уверены, что немецкие истребители нас не встретят. Они боялись водной «пустыни» и, как правило, старались не появляться над ней. К побережью Керченского полуострова подошли на высоте 3600 метров. Я очень переживал за возможные последствия: если бы нас сбили, то вся вина легла бы на меня. Штурман промерил силу и направление ветра и выдал прицельные данные. Керченский порт был окутан дымом пожаров. На высоте 5000 метров стояла чёрная облачность от разрывов вражеских зениток, стрелявших по эскадрилье. При выходе на боевой курс ПВО противника открыла огонь и по нашему самолёту. Мы выбрали для удара причал, не охваченный огнём, с большим количеством техники. Ощутив лёгкий удар рукой по плечу ( Родионов дал условный сигнал ), я ввёл самолёт в пикирование и поймал в прицел причал. По команде штурмана сбросил бомбы, убрал тормозные решетки и спросив стрелка — радиста о включении АФА ( фотоаппарата ), со снижением стал уходить в море. Штурман доложил, что на расстоянии 1500 — 1700 метров нас преследуют 4 вражеских истребителя Ме-109. Меня это не смутило — был уверен, что скорость 680 км/час, с которой мы уходили в море, обеспечит безопасность, ибо противник не любил далеко удаляться от берега. Так оно и вышло. Оторвавшись от преследователей, мы вздохнули с облегчением. Радист доложил, что сфотографировал результат работы всей группы и нашего экипажа. Вернувшись на аэродром, я получил взбучку за невыполнение указания комэска. И только итог хорошего бомбометания ( мы разбили причал вместе с 30 автомашинами ) и отличные снимки, запечатлевшие удар всей эскадрильи, избавили меня от сурового взыскания. … В Августе 1944 года наш полк принимал участие в налётах на порт Констанца. После капитуляции Румынии мы перелетели на аэродром Мамайя, который находился неподалёку от города. Нам хотелось побывать у причала и посмотреть результаты бомбежки. Картина впечатляющая. Участвовавшие в налётах 59 бомбардировщиков уничтожили 30 кораблей разных типов ( в их числе — подводную лодку ), сожгли большое количество складов, разрушили портовые сооружения. Каждый такой успех приближал Великую Победу".

Сафонов Борис Феоктистович

 

На снимке экипаж Пе-2 «За Бориса Сафонова» после боевого вылета на порт Констанца 20 Августа 1944 года. Слева направо: стрелок — радист П. Глевацкий, лётчик Е. Ступин, штурман А. Родионов.

 otkpitie

 savonovo

                                                                    мемориал в пос. Сафоново

           

Источник: http://lemur59.ru/node/8930

 

gto 2ГТО включили в госпрограмму развития физкультуры и спорта Мероприятия по внедрению и реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) включены в госпрограмму "Развитие физической культуры и спорта", сообщается на официальном сайте правительства РФ. В госпрограмму "Развитие физической культуры и спорта" и подпрограмму 1 "Развитие физической культуры и массового спорта" включены мероприятия по внедрению и реализации комплекса ГТО, в том числе разработка соответствующих нормативных правовых актов. В федеральном бюджете на 2014 год на финансирование внедрения комплекса ГТО предусмотрены средства в объёме 79,1 млн рублей. Принятые решения обеспечат своевременную реализацию мероприятий по поэтапному внедрению комплекса ГТО в 2014 году. Президент РФ Владимир Путин подписал указ о старте проекта по возрождению системы ГТО 24 марта 2014 года.

Источник: http://ria.ru/sport/20140820/1020651024.html

putin"Наибольшее значение с точки зрения здоровья нации, с точки зрения, извините, демографии имеет, прежде всего, массовый спорт. Только у нас вся система ГТО была выстроена на государственной основе, а в той же Федеративной Республике [Германии] это практически частная сеть, частная система".

По словам главы государства, система массового спорта в Германии работает очень эффективно. "По районам, по кварталам, по городам [действуют] вот эти добровольные спортивные общества, собираются небольшие взносы, люди платят небольшие, собственно, для семейного бюджета абсолютно незаметные [деньги]. Но, имея в виду массовый характер организаций, они в состоянии поддерживать катки, небольшие стадиончики дворовые, площадки для занятий хоккеем и так далее и получают членские билеты, с которыми могут туда ходить за минимальные деньги. Есть целая категория людей, которые пользуются льготами".

"Обращаю внимание, что, в принципе, в Советском Союзе всё это было, просто мы из кармана эти 30 копеек не платили, ну или один раз за вступление в ДОСААФ, в систему ГТО или ДОСААФ платили какие-то несчастные 30 копеек, а потом государство всё делало или профсоюзы".

"Массовый спорт даёт возможность отбора наиболее перспективных детей, молодых людей для спорта высоких достижений, и здесь, конечно, нужно создавать систему специализированных учреждений: это интернаты спортивные, это школы высшего спортивного мастерства и так далее, Вы сами об этом хорошо знаете. Надо это всё восстанавливать и двигаться. В целом получается".

Смотреть встроенную онлайн галерею в:
https://dosaaf71.ru/novosti/57-uncategorised.html?start=35#sigProId829e853bb0

 Юрий Гагарин. "Дорога в космос" (отрывки из книги).

Автобус быстро мчался по шоссе. Я ещё издали увидел устремлённый ввысь серебристый корпус ракеты, оснащённой шестью двигателями общей мощностью в двадцать миллионов лошадиных сил. Чем ближе мы подъезжали к стартовой площадке, тем ракета становилась всё больше и больше, словно вырастая в размерах. Она напоминала гигантский маяк, и первый луч восходящего солнца горел на её острой вершине. Погода благоприятствовала полёту. Небо выглядело чистым, и только далеко-далеко жемчужно светились перистые облака.

На стартовой площадке я увидел Теоретика Космонавтики и Главного Конструктора. Для них это был самый трудный день. Как всегда, они стояли рядом. Выразительные лица их до последней морщинки освещались утренним светом. Здесь же находились члены Государственной комиссии по проведению первого космического рейса, руководители космодрома и стартовой команды, учёные, ведущие конструкторы, мой верный друг Герман Титов и другие товарищи — космонавты. Все заливал свет наступающего нового дня.

— Какое жизнерадостное солнце! — воскликнул я. Вспомнились первый полёт на Севере, проплывающие под самолётом сопки, покрытые розовым снегом, земля, забрызганная синеватыми каплями озёр, и тёмно-синее холодное море, бьющееся о гранитные скалы.

«Красота-то какая!» — невольно вырвалось у меня. «Не отвлекайтесь от приборов», — строго сказал мне тогда командир звена Васильев. Давно это было, а вот вспомнились его слова: «Эмоции эмоциями, а дело прежде всего…»

Нетерпение росло. Люди поглядывали на хронометры. Наконец доложили, что ракета с кораблём полностью подготовлена к космическому полёту. Оставалось только посадить космонавта в кабину, в последний раз проверить все системы и произвести запуск.

Я подошёл к председателю Государственной комиссии — одному из хорошо известных в нашей стране руководителей промышленности — и доложил:

— Лётчик старший лейтенант Гагарин к первому полёту на космическом корабле «Восток» готов!

— Счастливого пути! Желаем успеха! - ответил он и крепко пожал мне руку. Голос у него был несильный, но весёлый и тёплый, похожий на голос моего отца.

Я глядел на корабль, на котором должен был через несколько минут отправиться в небывалый рейс. Он был красив, красивее локомотива, парохода, самолёта, дворцов и мостов, вместе взятых. Подумалось, что эта красота вечна и останется для людей всех стран на все грядущие времена. Передо мной было не только замечательное творение техники, но и впечатляющее произведение искусства.

Технический руководитель полёта объявил полуторачасовую готовность к полёту. Потом часовую, получасову. За несколько минут до старта мне сказали, что на экране телевизионного устройства хорошо видно моё лицо, что моя бодрость радует всех. Передали также, что пульс у меня — 64, дыхание — 24. Я ответил:

— Сердце бьётся нормально. Чувствую себя хорошо, перчатки надел, гермошлем закрыл, к старту готов.

Все команды по пуску передавались также и мне.

Наконец технический руководитель полёта скомандовал: — Подъем!

Я ответил: — Поехали! Всё проходит нормально.

Взгляд мой остановился на часах. Стрелки показывали 9 часов 7 минут по московскому времени. Я услышал свист и все нарастающий гул, почувствовал, как гигантский корабль задрожал всем своим корпусом и медленно, очень медленно оторвался от стартового устройства. Началась борьба ракеты с силой земного тяготения. Гул был не сильнее того, который слышишь в кабине реактивного самолёта, но в нём было множество новых музыкальных оттенков и тембров, не записанных ни одним композитором на ноты и которые, видимо, не сможет пока воспроизвести никакой музыкальный инструмент, ни один человеческий голос. Могучие двигатели ракеты создавали музыку будущего, наверное ещё более волнующую и прекрасную, чем величайшие творения прошлого.

За плотными слоями атмосферы был автоматически сброшен и улетел куда-то в сторону головной обтекатель. В иллюминаторах показалась далёкая земная поверхность. В это время «Восток» пролетал над широкой сибирской рекой. Отчётливо виднелись на ней островки и берега, поросшие тайгой, освещённой солнцем.

— Красота-то какая! — снова, не удержавшись, воскликнул я и тут же осёкся: моя задача — передавать деловую информацию, а не любоваться красотами природы, тем более что «Земля» тут же попросила передать очередное сообщение.

— Слышу вас отчётливо, — ответил я. — Самочувствие отличное. Полет продолжается хорошо. Перегрузки растут. Вижу Землю, лес, облака…

Перегрузки действительно всё время росли. Но организм постепенно привыкал к ним, и я даже подумал, что на центрифуге приходилось переносить и не такое. Вибрация тоже во время тренировок донимала значительно больше. Словом, не так страшен черт, как его малюют.

Одна за другой, использовав топливо, отделялись ступени ракеты, и наступил момент, когда я мог сообщить:

— Произошло разделение с носителем, согласно заданию.

Самочувствие хорошее. Параметры кабины: давление — единица, влажность — 65 процентов, температура — 20 градусов, давление в отсеке — единица, в системах ориентации — нормальное.

Корабль вышел на орбиту — широкую космическую магистраль. Наступила невесомость — то самое состояние, о котором ещё в детстве я читал в книгах К. Э. Циолковского. Сначала это чувство было необычным, но я вскоре привык к нему, освоился и продолжал выполнять программу, заданную на полет. «Интересно, что скажут люди на Земле, когда им сообщат о моём полёте», — подумалось мне.

Всё время пристально наблюдая за показаниями приборов, я определил, что «Восток», строго двигаясь по намеченной орбите, вот-вот начнёт полёт над затенённой, ещё не освещённой Солнцем, частью нашей планеты. Вход корабля в тень произошёл быстро. Моментально наступила кромешная темнота. Видимо, я пролетал над океаном, так как даже золотистая пыль освещённых городов не просматривалась внизу.

Пересекая западное полушарие, я подумал о Колумбе, о том, что он, мучаясь и страдая, открыл Новый Свет, а назвали его Америкой, по имени Америго Веспуччи, который за тридцать две страницы своей книги «Описание новых земель» получил бессмертие. Повесть об этой исторической ошибке я читал как-то в книге Стефана Цвейга.

В 9 часов 51 минуту была включена автоматическая система ориентации. После выхода «Востока» из тени она осуществила поиск и ориентацию корабля на Солнце. Лучи его просвечивали через земную атмосферу, горизонт стал ярко-оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, чёрному. Неописуемая цветовая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха!

9 часов 52 минуты. Пролетая в районе мыса Горн, я передал сообщение:

— Полет проходит нормально, чувствую себя хорошо. Бортовая аппаратура работает исправно.

С душевным трепетом всматривался я в окружающий меня мир, стараясь все разглядеть, понять и осмыслить. В иллюминаторах отсвечивали алмазные россыпи ярких холодных звёзд. До них было ещё ой как далеко, может быть, десятки лет полёта, и всё же с орбиты к ним было значительно ближе, чем с Земли. Было радостно и немного жутковато от сознания, что мне доверили космический корабль — бесценное сокровище государства, в которое вложено так много труда и народных денег.

Одна за другой внизу проносились страны, и я видел их как одно целое, не разделённое государственными границами.

В 10 часов 15 минут на подлёте к африканскому материку от автоматического программного устройства прошли команды на подготовку бортовой аппаратуры к включению тормозного двигателя. Я передал очередное сообщение:

— Полет протекает нормально, состояние невесомости переношу хорошо.

Мелькнула мысль, что где-то там, внизу, находится вершина Килиманджаро, воспетая Эрнестом Хемингуэем в его рассказе «Снега Килиманджаро».

Но размышлять было некогда. Наступал заключительный этап полёта, может быть, ещё более ответственный, чем выход на орбиту и полет по орбите, — возвращение на Землю. Я стал готовиться к нему. Меня ожидал переход от состояния невесомости к новым, может быть ещё более сильным, перегрузкам и колоссальному разогреву внешней оболочки корабля при входе в плотные слои атмосферы. До сих пор в космическом полёте всё проходило примерно так же, как мы отрабатывали это во время тренировок на Земле. А как будет на последнем, завершающем этапе полёта? Все ли системы сработают нормально, не поджидает ли меня непредвиденная опасность? Автоматика автоматикой, но я определил местоположение корабля и был готов взять управление в свои руки и в случае необходимости осуществить его спуск на Землю самостоятельно в выбранном мною подходящем для этой цели районе.

В 10 часов 25 минут произошло автоматическое включение тормозного устройства. Оно сработало отлично, в заданное время. За большим подъёмом и спуск большой — «Восток» постепенно стал сбавлять скорость, перешёл с орбиты на переходный эллипс. Началась заключительная часть полёта. Корабль стал входить в плотные слои атмосферы. Его наружная оболочка быстро накалялась, и сквозь шторки, прикрывающие иллюминаторы, я видел жутковатый багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля. Но в кабине было всего двадцать градусов тепла, хотя я и находился в клубке огня, устремлённом вниз.

Невесомость исчезла, нарастающие перегрузки прижали меня к креслу. Они все увеличивались и были значительнее, чем при взлёте. Корабль начало вращать, и я сообщил об этом «Земле». Но вращение, обеспокоившее меня, быстро прекратилось, и дальнейший спуск протекал нормально. Было ясно, что все системы сработали отлично и корабль точно идёт в заданный район приземления. От избытка счастья я громко запел любимую песню:

Родина слышит,

Родина знает…

Высота полёта всё время уменьшалась. Убедившись, что корабль благополучно достигнет Земли, я приготовился к посадке.

Десять тысяч метров… Девять тысяч… Восемь… Семь…

Внизу блеснула лента Волги. Я сразу узнал великую русскую реку и берега, над которыми меня учил летать Дмитрий Павлович Мартьянов. Всё было хорошо знакомо: и широкие окрестности, и весенние поля, и рощи, и дороги, и Саратов, дома которого, как кубики, громоздились вдали…

В 10 часов 55 минут «Восток», облетев земной шар, благополучно опустился в заданном районе на вспаханное под зябь поле колхоза «Ленинский путь», юго-западнее города Энгельса, неподалёку от деревни Смеловка. Случилось, как в хорошем романе: моё возвращение из космоса произошло в тех самых местах, где я впервые в жизни летал на самолёте. Сколько времени прошло с той поры? Всего только шесть лет. Но как изменились мерила! В этот день я летел в двести раз быстрее, в двести раз выше. В двести раз выросли советские крылья!