Строительство войсковых храмов в России - возрождённая традиция

300012, г. Тула
ул. Тимирязева, д. 70

+ 7 (4872) 21-52-02
dosaaf-tulobl@mail.ru

КРАТКО

Строительство войсковых храмов в России - возрождённая традиция

hram1213.12.2018

История России, независимость которой выкована в войнах с иноземными захватчиками, неразрывно связана с историей храмостроительства. В память о защитниках Родины с давних времен возводились храмы-памятники, часовни, памятные знаки и целые православные архитектурные ансамбли.

В допетровский период во многих крупных городах стрельцы имели свои церкви. В Москве «стрелецких» храмов насчитывалось более 30, что соответствовало количеству стрелецких полков, расквартированных в столице и её пригородах.

Большинство полковых стрелецких храмов XVI-XVII веков были безжалостно ликвидированы.

Чудом сохранилось лишь несколько стрелецких церквей: во имя иконы Пресвятой Богородицы Знамения за Петровскими ворогами, Живоначальной Троицы в Листах, Святителя Николая в Дербинском, Живомачальной Троицы в Вешняках, Святого Иоанна Воинственника, Святителя Николая в Пыжах, Святителя Николая в Голутвине, Благовещения Пресвятой Богородицы на Ордынке. Наиболее известный воинский храм допетровского времени - Святителя Николая Стрелецкого, находившийся рядом с домом Пашкова - был уничтожен в начале 30-х годов прошлого века.

С начала XVIII века до начала XX Россия воевала 32 раза: только с Турцией восемь раз, с поляками пять раз, да, собственно, со всеми крупными европейскими державами, победы в войнах определили развитие российской государственности, а также характер взаимоотношений с Европой.

Длительное нахождение России в состоянии войны, победоносные войны поддерживали у населения состояние патриотизма и чувство сопричастности этим историческим событиям.

Традиция строительства воинских храмов была продолжена всеми русскими императорами. Наибольшая концентрация таких построек приходилась на Санкт-Петербург - столице империи, в которой все представители правящей династии проходили службу в полках императорской гвардии и флота.

Символы православия и воинской славы образовали нерасторжимое единство: Сампсописвский собор назван в память о Полтавской победе, был заложен Петром Великим уже через пять месяцев после этого события на населённой мастеровыми Выборгской стороне, а Казанскую икону Божией Матери привезли в 1710 году на берега Невы для охраны новых рубежей и как знак божественного благоволения к русской армии.

В 1704 году в день апостола Матфея русские войска взяли Нарву, и в память этой победы на Петербургской стороне была выстроена деревянная полковая церковь. В 1790-е годы архитектор Л. Миллер, ученик Баженова, возвёл каменный храм с деревянной колокольней, которая через столетие была заменена на каменную, спроектированную архитектором В. Карповым (здание снесено в 1932 году).

В елизаветинское время столицу империи украсил двухэтажный барочный собор Святителя Николая (так называемый «Никола Морской»), построенный по проекту архитектора Чевакинского непосредственно для чинов Гвардейского морского экипажа.

Воинские храмы возводились и в Москве, так храм иконы Пресвятой Богородицы «Отрада и Утешение» на Ходынском поле близ Солдатенковской, ныне Боткинской, больницы Москвы построен в 1907-1909 годах (архитектор В.Д. Адамович) как полковой храм 1-го Донского им. генералиссимуса кн. А.В. Суворова казачьего полка и 1-й гренадёрской артиллерийской графа Брюса бригады.

В Москве в Замоскворечье на Большой Татарской улице находится «Историческая мечеть» построенная в память воинов- мусульман России, участвовавших в Отечественной войне 1812 года, построенная в 1823 году.

В XIX веке в Севастополе, базе Черноморского флота, появляется и своя основная архитектурная доминанта - собор

святого равноапостольного князя Владимира (архитектор А.А. Авдеев), где погребены выдающиеся русские флотоводцы: адмиралы Лазарев, Корнилов, Нахимов, Истомин и др., а также храм Святого Николая на Братском кладбище - месте захоронения генералов, офицеров, солдат и матросов, погибших во время Крымской войны. Хотелось бы отметить, что многие военнослужащие, вернувшиеся с этой войны, завещали похоронить себя на этом кладбище.

Армейские храмы к началу 20 века имелись во многих гарнизонах русской императорской армии и возводились рядом с полковыми плацами и казармами.

В последние мирные годы Российской империи, по свидетельству протопресвитера военно-морского духовенства о. Георгия Щавельского, подчинённое ему ведомство насчитывало 25 соборов, 420 полковых и 33 судовых церквей, 174 церкви при разных учреждениях: школах, госпиталях, военных тюрьмах и дисциплинарных батальонах, богадельнях и т.п., а «личного состава» - 145 протоиереев, 585 священников, 5 протодьяконов, 129 дьяконов и 99 псаломщиков

В послереволюционное время судьба многих армейских храмов была печальна.

В настоящее время традиция возведения воинских храмов стала постепенно возрождаться. Так, в Ярославской области в Борисоглебском районе на территории учебного центра Московского пограничного училища построен храм св. Илии Муромца. Возведение храмов на территории воинских частей, военных городков, учебных центров и училищ, способствует привитию нравственности и патриотическому воспитанию молодых воинов.

В 1995 году в Санкт-Петербурге, на Средней Рогатке построен Храм великомученика Георгия Победоносца в память о жертвах Великой Отечественной войны. Именно здесь в 1941-1944 гг. пролегал второй рубеж обороны города. В строительстве котлована на месте будущего храма участвовали свыше трех тысяч петербуржцев разных поколений: школьники со своими учителями, юные кадеты с командирами, бабушки-блокадницы с внуками и внучками. В основание алтарной стены была положена земля с мест боев Великой Отечественной войны и блокадных кладбищ города. Менее чем за девять месяцев был возведен каменный храм, построенный на народные пожертвования.

В настоящее время для объединения всех православных верующих военнослужащих под Москвой воздвигается Главный храм Вооруженных Сил Российской Федерации.

hram12 2

Обширный храмовый комплекс, спроектированный в монументальном русско-византийском стиле, расположится на территории Парка «Патриот» и будет символизировать духовность русского воинства, поднимающего меч только для защиты своего Отечества.

На территории храмового комплекса будет возведен универсальный мультимедийный музейно-выставочный комплекс «Духовное воинство России», уникальные экспозиции которого будут посвящены различным эпизодам героической истории русского воинства.

Посетители храма смогут погрузятся в трехмерные исторические реконструкции, проецируемые на стены залов, благодаря технологиям виртуальной реальности перенесутся на лед Чудского озера в гущу Ледового побоища, побывают в кабине самолета, станут участником Керченского морского сражения, ознакомятся с галереей героев «Милосердие», а также смогут посмотреть фильм в панорамном кинотеатре.

В настоящее время на строительство храма уже переведено около 2 миллиардов рублей. Сбор средств продолжается.